Софт раздора
Зачем компаниям свое ПО и какова его эффективность.
Крупные организации, включая госкорпорации, после ухода западных ИТ-вендоров стали чаще заниматься разработкой собственных ПО-продуктов. Причина – потребность в решениях под специфические задачи и вывод продукта на рынок. Отказ от отечественных решений ИТ-вендоров объясняется либо их кастомностью, либо незрелостью. Эта логика непонятна российским вендорам, поскольку нередко корпорации разрабатывают аналог существующего на рынке продукта. Помимо этого, участники рынка видят в новом тренде угрозу для развития отечественного сектора ПО-разработок.
КОМУ НУЖЕН ИНСОРС И ИНХАУС?
Крупные предприятия, в том числе с госучастием, активно создавали в последние годы свои подразделения либо дочерние компании по цифровому развитию. Помимо обслуживания ИТ-инфраструктуры, они начали активно развивать разработку собственного софта. Например, в августе АО «Русатом Инфраструктурные решения» (входит в «Росатом») представило цифровой модуль экологического мониторинга. Ранее, в июне компания «Транснефть – технологии» представила платформу промышленной автоматизации «Эвоскада» (Эволюция – SCADA). Как сообщала пресс-служба, заместитель генерального директора по производственным и технологическим системам компании Дмитрий Кряжевских отмечал, что команда разрабатывает универсальную платформу для управления технологическими и производственными процессами.
«Судя по заявлениям разработчиков, продукт создавался не под узкую нишевую потребность, а как «фундамент для экосистемы». Кроме того, платформа имеет большой потенциал в развитии и может применяться не только в топливно-энергетической, но и в других отраслях экономики, прогнозировал генеральный директор «Транснефть – технологии» Дмитрий Дворников.
На российском рынке ПО-решений сегодня присутствует несколько систем SCADA. Но как утверждает Дмитрий Кряжевских, скорости обработки данных, на которых работает их платформа, не доступны ни одной отечественной и, вполне возможно, зарубежной компании.
Эксперты в разговоре с RSpectr отметили, что отечественный рынок насыщен конкурентными разработками в области средств автоматизированного проектирования (САПР), искусственного интеллекта (ИИ), информбезопасности (ИБ). На рынке много отечественных BPM- и CRM-систем, сообщил генеральный директор компании «Эмбер» Александр Ивлев. «В реестре российского ПО уже более 17 тыс. продуктов, что очень хороший показатель. Мы уже можем замещать даже некогда фундаментальные продукты вроде VMware или Hyper-V (системы виртуализации. – Прим. ред.)», – отметил генеральный директор vStack Станислав Мриль.
Разработка своего ПО связана с отсутствием у госкорпораций полной информации о доступных на российском рынке решениях и их функционале, считает заместитель генерального директора РЕД СОФТ Рустам Рустамов. К этому фактору он добавил сохранившийся «скепсис в отношении российских ИТ-продуктов»
ПОДЕЛИТЬСЯ С РЫНКОМ
Государство активно финансирует цифровые разработки госкорпораций. В прошлом году наибольший объем финансирования на разработку собственных платформ получили компании, являющиеся флагманами космической, судостроительной, машиностроительной, военно-промышленной и телекоммуникационной отраслей, говорит Александр Ивлев.
Нередко решения, которые они разрабатывают, направлены на создание единой информационной среды корпорации, или разработку своего собственного САПР, или систему управления жизненным циклом изделий и так далее, уточнил эксперт.
В разговоре с RSpectr глава Комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн пояснил, что иногда ведомства вынуждены самостоятельно заниматься вопросами разработки софта.
Александр Хинштейн, Госдума:
– Росгвардии в рамках цифровой трансформации пришлось разворачивать собственные решения, используя устаревшие версии отечественного ПО – дополнительного финансирования для покупки нового софта не предусмотрено.
При этом парламентарий отметил, что на рынке софта появляется все больше отечественных ИТ-продуктов, разработчики которых готовы гибко настраивать свои решения под заказчиков.