Александр Ивлев дал комментарий газете «Ведомости»
«Лаборатория Касперского» планирует вывести на рынок Малайзии решения на базе KasperskyOS. В частности, компания ведет переговоры с крупнейшим малайзийским производителем автомобилей – Proton о внедрении решения для защиты от удаленных атак и взлома. Об этом «Ведомостям» рассказал директор по развитию бизнеса KasperskyOS Андрей Суворов.
В Малайзии у «Лаборатории Касперского» уже зарегистрирована компания Kaspersky Lab SEA Sdn. Bhd, информация об этом содержится в торговом реестре страны. О том, что российская компания ищет партнеров на рынке Малайзии, знает и источник «Ведомостей» в компании на рынке кибербезопасности.
Автомобильный шлюз безопасности прежде всего защищает машину от взлома, позволяет безопасно обновлять ПО и осуществлять мониторинг автомобиля. До 2025 г. «Лаборатория» планирует добавить в шлюз функцию удаленной диагностики автомобилей, которая позволит через защищенный канал получать информацию о поломках, а также подключаться на расстоянии и оказывать помощь владельцу. В России шлюзы компании будут устанавливаться на электромобили «Атом» производства АО «Кама», начало серийного выпуска которых запланировано на 2025 г.
«Ведомости» направили запрос в Proton.
Решение «Лаборатории Касперского» выйти на рынок Малайзии с автомобильными шлюзами стратегически верное, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Число кибератак и других вмешательств в электронные системы автомобилей ежегодно растет, при этом развитие решений по информбезопасности у поставщиков оборудования и софта для автомобилей не успевает за технологиями хакеров, объяснил он. В России, по мнению эксперта, даже в перспективе 4–5 лет такие решения компании не будут востребованы, так как отечественный автопром, за исключением грузового, находится в упадке, а китайские производители вряд ли дадут устанавливать российское ПО на свои автомобили.
«Лаборатория Касперского» – молодцы, что ищут внешние рынки, но это, скорее, безысходность, – рассуждает Бургазлиев. – Они создали хороший продукт, но в России отрасль, в которой он может быть полезен и востребован, умерла». Объем выпуска автомобилей в Малайзии составляет около 0,7–0,8 млн в год, что сопоставимо с объемами продаж на российском рынке, где в 2023 г. будет реализовано около 750 000 автомобилей, заметил эксперт.
Читать в источнике«По словам Суворова, «Лаборатория Касперского» хочет тиражировать имеющийся опыт в части работы с автомобильными компаниями на игроков Южно-Азиатского региона и рассматривает не только малайзийский Proton, но и производителей из Вьетнама, Индонезии и других стран. Топ-менеджер уточнил, что спросу на решение будет способствовать публикация нормативных документов по кибербезопасности в автопроме, которые в 2021 г. подготовила комиссия при ООН. По новым требованиям к 2024 г. должна быть введена система сертификации, которая обяжет производителей встраивать защитные решения в автомобили на стадии конвейерного производства, объяснил Суворов.
Помимо этого шлюза компания планирует продавать в Малайзии тонкие клиенты, которые позволяют пользователю получить доступ к рабочему столу удаленной машины, а также шлюзы для обмена данными между устройствами интернета вещей (IoT). По словам Суворова, сейчас пилотные испытания шлюзов проводят две местные компании. Названия компаний он не раскрыл, но уточнил, что одна из них разработала собственную IoT-платформу для умных городов, а вторая работает в сфере здравоохранения. Это оказалось возможным благодаря тому, что «Лаборатория Касперского» стала членом Малайзийской ассоциации интернета вещей (MyIoTA), добавил Суворов.
IoT-шлюзы – это сетевое оборудование, которое позволяет объединить множество датчиков и интеллектуальных устройств и собирать с них данные в единую систему. Например, решение может собирать данные об электроснабжении, водоснабжении и других системах здания, чтобы в реальном времени оценивать затраты на инфраструктуру. Среди основных сфер применения шлюзов – госсектор, промышленность, ТЭК, финансовые организации, розничная торговля и образование. По данным IoT Platform, в 2022 г. рынок IoT-шлюзов в Малайзии составлял $11,2 млн, а к 2025 г. должен вырасти до $20,8 млн.
Также в планах компании создавать совместные решения на базе KasperskyOS с IT-компаниями на рынке Малайзии. «Нам, как компании, разрабатывающей ОС, иногда нужны и другие компетенции, в частности для разработки прикладных вещей, например новых протоколов взаимодействия с облачной платформой и проч.», – пояснил Суворов. По его словам, этот подход к работе на зарубежных рынках нов для компании, так как традиционно «Лаборатория Касперского» разрабатывала решения полностью самостоятельно, устанавливала цену и находила локального партнера для перепродажи.
Малайзия станет для «Лаборатории Касперского» неким полигоном, где компания сможет обкатать свои решения на базе защищенной ОС, а затем масштабировать их на соседние страны, рассуждает руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код безопасности» Павел Коростелев. Сингапур, Вьетнам и Индонезия сейчас находятся в состоянии некоторого шока из-за текущей геополитической обстановки, но их экономики все больше цифровизируются и они открыты для новых решений, в том числе таких специфических, добавил он.
Объем b2b IT-рынка Малайзии в 2022 г. составил около $7,5 млрд, при этом он продолжает активно расти, заметил архитектор IT-инфраструктуры практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт консалтинг» Александр Черный. Наличие конкурентоспособного продукта, зарекомендовавшего себя на международном рынке, будет способствовать дальнейшей экспансии как в рамках региона, например на активно растущие IT-рынки Индии и Индонезии, так и за его пределами, например в страны Ближнего Востока и Латинской Америки, согласился он с Коростелевым.
Но в работе на этих рынках есть своя специфика, предупреждают опрошенные «Ведомостями» эксперты. К сложностям, с которыми может столкнуться компания в Малайзии, можно отнести высокую зрелость IT-рынка страны, а также влияние периода пандемии на бизнес, заметил Черный. Кроме того, всегда имеет значение качество персонала в местном представительстве вендора. Ведению бизнеса будут мешать и проблемы с трансграничными платежами, считает генеральный директор компании «Эмбер» Александр Ивлев. По его словам, представительства в зарубежных юрисдикциях проблему не решают и банки дружественных стран с опаской относятся к прохождению платежей, если в цепочку вовлечены российские компании или их аффилиаты.
С точки зрения автомобильных шлюзов сложности могут возникнуть из-за происхождения компании, предупреждает Бургазлиев. Шлюз получает ряд данных с автомобиля и взаимодействует с автомобильным софтом, т. е. финальное решение о возможности интеграции будет принимать его разработчик, в качестве которого может выступить и европейская, и американская компания, пояснил он. Кроме того, на рынке Юго-Восточной Азии существует конкуренция со стороны других игроков: аналогичные решения в мире предлагают компании из США, Израиля и Голландии.»